Как здорово ездить на транспорте, собранном своими руками! "Самогон-1" (см. предыдущую статью) был моим первым СОБСТВЕННЫМ САМОДЕЛЬНЫМ МОПЕДОМ. Но не последним! Вслед за радостью свободного движения пришло "потребительское чувство". "Самогон-1" был мопедом для себя, для удовольствия. А мне понадобилась "рабочая лошадка", транспорт для езды не только в пределах ровной дороги, но и по бездорожью, по лесным дорогам и тропам (мое увлечение-рыбалка)... До "самоделки" я ездил на "серийных" мопедах, которые мы с друзьями строили "в складчину", один на троих. Случалось и в лес на них забираться. Ни один из этих походов не обходился без поломок-"совкотехника" сыпалась на ходу,каждый километр пути надо было брать боем...такая езда меня не устраивала.Причин много-отвратительное качество техники,плюс предельный износ деталей(собирали те мопеды из всякого хлама),конструкция мотора, не предназначенного для езды на "пределе", дорога, которой не было-в лучшем cлучае-колея в полметра глубиной,по обеим ее сторонам-болото...(дороги Якутии...)...или щебенка,камни... Меня такая езда не устраивала. Я долго думал над тем,каким должен быть "мопед для леса",переделывал "Самогонку",менял подвески,раму,"химичил" с мотором...все "навороты" железным дождем поливали Ленское бездорожье. В конце концов был построен "Самогон-9/10",ставший для меня своего рода "концепцией внедорожника",эталоном,точкой отсчета в дальнейшей работе.Привожу его описание по составляющим элементам: Ходовая часть-рама от мопеда "Рига-7",с жесткой подвеской заднего колеса(при малой скорости движения можно обойтись без амортизации),усиленной подкосами (труба 10/1,5,сталь),в переднюю ее часть (так называемый "конверт") вварена "наискосок" труба,вырезанная из велорамы.Передняя вилка-от мопеда"Рига",к ней крепится велобагажник(как на "Самогоне-1"). Колеса:-переднее-комбинация шины и камеры от "Риги"(16 дюймов диаметр) и обода от велосипеда "Кама",заднее-от "Риги-16",ведомая звездочка-от мотовелосипеда "Рига-7". Двигатель "д-8-м" доработан-установлен карбюратор с увеличенным диффузором,проведена "полировка"полости картера,сглажены уступы(заводской брак...) в перепускных каналах цилиндра,отполирован поршень. Цепь моторной передачи-от велосипеда (но лучше установить цепь от мокика "Карпаты"-прочнее). "Водительское оборудование"- руль и сиденье:Вместо сиденья установлена "рама" из дюралевых труб,мягким элементом служит спальный мешок,к "раме" крепится кожаными ремнями.Руль-от "Риги-22",высокий,обеспечивает удобную посадку,усилен перекладиной(труба 35/1,5 сталь),перекладина обмотана лентой из пенопласта и изолентой. Электрооборудование и свет: Задний "габарит" и стоп-сигнал-от мотоцикла,фара "ближнего" света (велофара)стоит на левой рукояти руля,"дальнего"(использована фара от экскаватора)-под передним багажником. Вся электропроводка "собрана" в жгуты и обмотана матерчатой изолдентой на резиновом клею-защита от влаги. Эксплуатация. Мопед "Самогон-9/10" я использовал для походов в тайгу и рыбалки в течении 2-х лет,за это время выявил в нем "плюсы" и "минусы": "Плюсы"-высокая проходимость,малый вес(!),экономичность,хорошая тяга на малых оборотах(особенность двигателя "д-8-м"). "Минусы"-малая мощность двигателя(после установки "большого" карбюратора мопед берет затяжные подьемы до 20 градусов наклона...дальше-"выдыхается"),его чувствительность к перегреву,необходимость запуска "с толкача". Что необходимо изменить в конструкции? Считаю нужным "умеренный" форсаж мотора,или замена его на олее мощный,установку жидкостного охлаждения двигателя,стартера от бензопилы. В ходовой возможна замена колес на велосипедные("горный" велосипед),с "развитым" протектором,замена "заводского" натяжителя цепи на самодельный,эксцентриковый. |