Так вышло, что из всех средств передвижения c детства я отдал
предпочтение мопедам, да это и понятно - никаких документов на право управления
не требуется, топлива расходуется мало, да и вообще - меньше проблем с ними. И
наиболее удобным с точки зрения эксплуатации, обслуживания и ремонта я считаю
двигатель Д - 8 Э, вот только мопеды, выпускаемые на базе этого двигателя, как
правило, не имеют задних амортизаторов, так что по просёлкам на них не
разъездишься. Да и мощность у “ Дэшки” маловата - 1,2 л/с. Естественно, я решил
сделать мопед для езды по бездорожью на базе Д - 8Э, снабжённый подвеской задних
колёс, форсированным двигателем и прогрессивной характеристикой передней вилки.
Из всех вариантов конструкции я остановился на раме от мокика “ Карпаты”,
снабжённой креплением для “Дэшки” ( в качестве последнего была использована
нижняя часть велосипедной рамы ). Амортизаторы заднего колеса использовал
стандартные, от “ Карпат “, но из - за расположения двигателя пришлось
наращивать крепления на маятнике. Это предопределило большой “ внедорожный “
просвет моего мопеда. Переднюю вилку использовал от “ Карпат “ - она как нельзя
лучше подходит для доработки с целью получения прогрессивной характеристики. Для
этого я применил стержень увеличенной длины и пружины разной жёсткости. В
результате данной доработки значительно возрос вылет передней вилки и, как
следствие, мопед “выпрямился“, перестал “клевать” и ездить на нём стало
значительно удобнее. Что же касается передней подвески, то она после такой
доработки гасит малейшие выбоины. В то же время при езде по бездорожью и
просёлкам, а также при резком торможении передним тормозом “пробоя”
амортизаторов не наблюдается. Уменьшились передаваемые на руль вибрации от
неровностей дороги, езда стала более комфортабельной.
Колёса моего мопеда - 16 - ти - дюймовые, от “ Карпат”, задняя
звёздочка - от мопеда ”Рига - 13”, n = 41. Применение данной звёздочки позволяет
легко трогаться с места, улучшается приемистость, запуск двигателя, мопед
значительно лучше преодолевает подъёмы, тяжёлые участки дорог. Естественно,
падает максимальная скорость, но для езды по бездорожью она не является основным
фактором.
Двигатель мопеда - популярный и неприхотливый Д -8Э, также подвергся
значительным изменениям. Диаметр диффузора карбюратора К - 34Б увеличил до 12
мм, жиклёр - от карбюратора К - 60В ( он устанавливается на Шяуляйские
двухскоростные двигатели ), номер жиклёра - 65 ... 70. Естественно, что чистота
поверхности карбюратора должна быть “ зеркальной”. Также я увеличил сечение
выпускного окна в цилиндре, для улучшения продувки были проточены “окна” в
нижней части гильзы цилиндра и в юбке поршня. Степень сжатия увеличена до 7,5
(дальнейшее увеличение делает необходимым применение бензина с большим октановым
числом - АИ -93, хотя я подумываю об этом, т. к. повышенные обороты
сопровождаются звоном, а максимальные он не выдаёт - слишком позднее зажигание
пришлось устанавливать, дабы не детонировал). Параллельно я проводил
эксперименты по установке резонатора на впускной патрубок, но от его применения
мне пришлось отказаться, так как двигатель хорошо заводился и работал при
температуре окружающего воздуха не менее 25С. При меньших значениях
температуры двигатель работал крайне нестабильно из - за обеднения топливной
смеси вследствие конденсации топлива в резонаторе.
Для безопасной езды по дорогам и в тёмное время суток мой мопед
оборудован полным комплектом электрооборудования: фара, габаритный фонарь (
совмещён со стоп - сигналом ), поворотники. Фару я поставил от “ Карпат “,
лампочка - 12В, 5Вт, стоп - сигнал - 12В, 1, 5 Вт. В качестве поворотников
применил задние фонари от велосипеда, лампочки - 6В, 1Вт, питание поворотников -
через параметрический стабилизатор и электронный генератор импульсов. Работа
электрооборудования контролируется светодиодами, расположенными на панели над
фарой. Затемнённый щиток, прикрывающий панель, улучшает восприятие индикации в
солнечный день. Для удобства транспортировки мой мопед имеет перемычку руля и
ручку над задним фонарём. Верхнее расположение выпускной трубы и глушителя для
предотвращения ожогов потребовало установки алюминиевых защитных щитков. Щиток
под двигателем защищает картер при езде по сильно пересечённой местности.
Эксплуатация мопеда в течение двух сезонов не выявила каких - либо
серьёзных недостатков в конструкции, двигатель не перегревался даже в самые
жаркие дни (при использовании масла М - 12 в соотношении 20:1 с бензином А -
76). Средняя скорость составила 35 ... 40 км/ч, максимальная скорость - до 50
км/ч. За это время я наездил более 5 тысяч километров по дачно - огородным
просёлкам, единственное, что мне пришлось заменить, это поршневые кольца. Мой
мопед всегда вызывает повышенное внимание как со стороны подростков ( за его
“спортивную” внешность ), так и со стороны садоводов и огородников. Все, кто
ездил на нём, отмечают его динамические характеристики, мягкость и удобство
езды. И я могу сказать, что я сделал мопед, который мне нравится.